о дегуманизации искусства (4часть)

УЧЕНИЕ О ДЕГУМАНИЗАЦИИ ИСКУССТВА

Предыдущая статья

В учении Ортеги-и-Гассета содержится серьезная попытка поставить вопрос о взаимодействии человека с миром, при котором мир предстал бы не как объект познавательной деятельности, а как составная часть бытия человека. Этот мир включает в себя и мир природный, и мир социокультурный, и мир межличностных и межиндивидуальных отношений. С этих позиций написан им ряд работ, в том числе и «Дегуманизация искусства» (1925), в которой раскрываются его эстетические воззрения как система идей о мире и человеке. Эстетическая задача осмысления современного искусства разрешается через изучение ее социологического феномена. Следует уточнить, что «Дегуманизация искусства» представляет собой скорее трактат по социологии, нежели эстетическую теорию в собственном смысле слова. Изложенная здесь концепция имела точки соприкосновения с авангардистскими поисками начала века и оказала известное влияние на творчество ряда испанских писателей и художников. Стоит сказать, что сам Ортега не являлся большим поклонником авангардизма и уж никак не был выразителем воззрений эстетствующей богемы.

К основным идеям «Дегуманизации искусства» подводит нас статья «Время, расстояние и форма в искусстве Пруста», написанная в связи со смертью великого французского романиста. Подобно художникам-импрессионистам, доказывает здесь Ортега, для Пруста важны были не сами предметы и темы, а «зыбкое радужное марево»,окутывающее их,— «не вещи, которые вспоминаются, а воспоминания о вещах». «Вместо того чтобы реставрировать утраченное время, он довольствуется созерцанием его обломков» «жанр Memoires у Пруста обретает достоинство чистого метода». «Пруст был вынужден подходить к вещам ненормально близко, проектируя метод своеобразной поэтической гистологии. На что больше всего походят его произведения, так это анатомические трактаты…». Именно это стремление к дереализации действительности и к дегуманизации искусства делает Пруста, о оценке Ортеги, романистом-первооткрывателем, изобретения которого в литературе относятся к самым основополагающим параметрам литературного объекта и имеют капитальный характер: «Пруста не интересуют ни руки, ни вообще телесность, а только фауна и флора внутреннего мира. Он утверждает новые расстояния по отношению к человеческим чувствам, ломая сложившуюся традицию монументального изображения» [4, 180].

В начальном тезисе о непопулярности нового искусства автор сразу разделяет понятия непопулярно и не народно. Утверждение, что всякое новое искусство непопулярно, поскольку в этом суть и предназначения нового искусства, а значит каждый стиль обречен на этап карантина, заставляет Ортегу вспомнить, как вышел на авансцену европейской культуры XIX века романтизм. Скандально преодолевавший непризнание староверов, «закостеневших в архаических старорежимных формах поэзии», романтизм, «первородное дитя демократии», был обожаем толпой. Современное искусство, напротив, встречает враждебно настроенную толпу. Оно по своей сути не народно, и даже антинародно.

Следующая статья

Popularity: 2%

Добавить комментарий

301 Moved Permanently

Moved Permanently

The document has moved here.