Начинающим ораторам

Начинающим ораторам: как подготовить публичное выступление

  • 1. Прежде всего, необходимо определить тему (проблематику), материал (информацию), и конкретное содержание выступления.

Тема формулируется самим оратором, она организует жизненный материал.

Материал и основа публичного слова – это информация:

Информация в ораторской практике – это совокупность фактов истории и современности, сведения о достижениях или неудачах практики, ссылки на литературные источники, имена людей и т.д.

Информация бывает объективной по характеру или ложной или сознательно искаженной, субъективистской.

Информация может быть общезначимой, значительной или малозначащей по социальному, познавательному и другому смыслу.

Содержание обеспечивает познание существенных явлений, приводить к их пониманию, давать определенное знание.

2. Практическая работа над выступлением начинается со сбора информации. Оратору необходимо знать, откуда, какую информацию и как выбирать для своей темы.

Информация должна быть:

достаточно добротной и показательной (характерной, типологической) для раскрытия темы и отвечающей возможным интересам предполагаемой аудитории;

быть упорядоченной, систематизированной, чтобы лучше раскрывать и разрабатывать в публичном выступлении намеченную тему;

быть предметной и работающей именно на данную тему, сделаться основой и своеобразной фабулой убеждающего ораторского выступления.

 

Нельзя довольствоваться второстепенными источниками, брать сообщения «из вторых рук».

Нельзя ссылаться на факты, в которых не уверен. А если такие факты все же используются в выступлении, то необходимо оговориться относительно своей неуверенности.

  • 3. Оратору необходимо отнестись к отобранной информации аналитически и творчески, методика ее обработки имеет прямое отношение к аргументации с точки зрения ее убедительности. Правильно отобранная информация помогает оратору придерживаться существа избранной темы, увлекать слушателей.

 

  • 4. Важный вопрос, на который необходимо ответить «Кому?» – перед кем держать речь и «Какова цель?» – ближайшая и дальняя – очередного публичного выступления. От ответов на эти вопросы зависит «Как?» – то есть структура и форма публичного выступления.

 

  • 5. Наиболее благоприятна для восприятия трехчастная форма публичной речи: вступление, срединная, или главная, часть и заключение.

Вступление предваряет слушателей к восприятию и пониманию речи. В главной части сосредоточено все, что относится к аргументации и доказательствам, умозаключениям и утверждениям, анализу и обобщениям. Заключительная часть содержит выводы, а также советы и рекомендации.

  • 6. Доказательная логика может быть 1)дедуктивной (от общего к частному), 2)индуктивной (обобщение на основе прошлого опыта, накопленных данных), то есть, соответственно:

общий тезиc: речевое общение бывает вербальное и невербальное→ частный: к невербальному относится: мимика, поза, жест, интонация→ еще более частный: поговорим об интонации.

опытные данные: интонация человека содержит в себе широчайший спектр информации, связанный с внутренней жизнью человека, отношением к собеседнику, к предмету разговора и т.д. → эта информация может не совпадать со словесным содержанием высказывания → следовательно, интонация является частью невербальной информации.

  • 7. Построение доказательств может строиться по формальной логике и логике диалектической:

тезис → аргументация, подтверждающая тезис → вывод

антитезис (т.е. тезис вашего предполагаемого оппонента) → аргументация, опровергающее заданное утверждение и подводящая к правильному → тезис.

  • 8. Аргументация включает в себя информацию, цифры, жизненный опыт, цитаты. Убедительность речи зависит от яркости аргументации. Должны быть отобраны самые выразительные, наглядные данные, выбраны цитаты, вызывающие доверие, и подтверждено практическим опытом (случай из жизни).

 

  • 9. В агитационной речи может быть использовано убеждение от обратного. Слушателю предлагается антитезис, затем выдвигаются доказательства, доводящие антитезис до абсурда или до пугающей слушателя ситуации. И в тот момент, когда слушатель уже готов воскликнуть: Что же делать? – вы предлагаете свой тезис как спасение, как решение безвыходной ситуации.

 

  • 10. Не забывайте о юморе. Самое серьезное выступление должно содержать элемент юмора, это расположит к вам слушателей и облегчит восприятие вашей речи. Употребленный в нужном месте фразеологизм, пословица, поговорка, крылатое выражение, удачное высказывание великих людей, каламбур, шутка, очень короткий анекдот создадут благоприятный климат и помогут вам быть более убедительным. Но этим не стоит увлекаться. Помните: начать и закончить выступление надо серьезно.

 

  • 11. Помните о чувстве меры. Все должно быть к месту. Не импровизируйте! Это может привести к хаосу и разрушить содержательную часть выступления. Импровизация должна быть хорошо подготовлена.

Popularity: 5%

Добавить комментарий

301 Moved Permanently

Moved Permanently

The document has moved here.