РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ — 1 часть

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

«Еде и питью быть без шума
великого, при старых молчать, старшим
покоряться, с равными и младшими
любовь иметь; не свирепствовать
словом, не хулить в беседе, не много
смеяться…Чтите гостя, если не
можете почтить его подарком, то
пищей и питьем…Не пропустите
человека, не поприветствовав его и
доброе слово ему молвите».
(Владимир Мономах «Поучение»)

Происхождение слова этикет связано с французским королевским двором. Людовика ⅩⅣ очень огорчало, что некоторые его придворные забывают о правилах хорошего тона. Поэтому на одном из пышных приемов, устроенном королем, всем приглашенным вручили карточки с перечислением принятых во дворце правил поведения. От французского названия этих карточек («этикеток») и образовано слово этикет.

Многие правила этикета связаны с речью: они предусматривают что, кому, как, где, когда говорить. Например, воспитанный человек непременно поздоровается при встрече, обязательно поблагодарит за оказанную ему услугу. Это правила речевого этикета.

Другие правила этикета относятся к неречевой сфере. Например, воспитанный мужчина встает, когда в комнату входит женщина.

Очень часто этикетные правила предусматривают одновременность речевых и неречевых действий. Этикетный жанр определяет правила беседы на ту или иную тему, эти правила требуют от человека определенных речевых или неречевых этикетных действий. Наиболее распространенные этикетные жанры – приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент и др.

Этикетная ситуация – это условия, в которых происходит общение. Эти условия могут зависеть от формы общения (непосредственное устное общение и общение по телефону), от официального или неофициального характера разговора, от профессии участников диалога, их интересов и других причин.

Этикетная формула – это слова (словосочетания, предложения), которые воспитанные люди произносят в соответствии с требованиями этикетного жанра и этикетной ситуации, например, «Здравствуйте» («Добрый день», «Приветствую вас», «Салют» и т.д.) при встрече, «До свидания» («Всего доброго», «Прощайте», «Пока» и т.д.) при расставании.

Отсутствие необходимой этикетной формулы (или близкого по смыслу выражения) – грубая этикетная ошибка.

В русском языке для каждого этикетного жанра имеется несколько этикетных формул, а искусство этикета состоит в том, чтобы правильно выбрать наиболее соответствующую ситуации формулу.

Этикетные роли – это взаимоотношения людей в этикетной ситуации: например, участники диалога могут вести себя как равные или как старший и младший (по возрасту, по положению в обществе), в диалоге может отражаться степень близости собеседников (родственники, друзья, знакомые, незнакомые), люди могут по разному разговаривать с одним и тем же собеседником в официальной и неофициальной обстановке.

Один и тот же человек может выступать в различных этикетных ролях. В одной старинной книге сформулировано такое важное правило этикета: «Всегда вести себя в соответствии со своим положением в обществе», то есть соответствовать своей этикетной роли. Общественное осуждение вызывают как панибратство (бесцеремонно-фамильярное обращение с собеседником), так и надменность.

Этикетные сигналы – это речевые и неречевые знаки, укзывающие на осознание человеком этикетных ролей участников диалога. Например, этикетными сигналами могут быть обращение на «ты» и «Вы», обращение к собеседнику по имени и отчеству или только по имени.

Важный признак воспитанности – умение своевременно посылать собеседнику необходимые этикетные сигналы и правильно понимать этикетные сигналы собеседника.

Этикетная тема беседы – это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации. Существуют темы, которые воспитанный человек никогда сам не затрагивает в разговоре с малознакомыми людьми: это возраст, семейное и материальное положение собеседника, его физические недостатки. Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе, но еще худшее впечатление производит сплетник. В целом специалисты советуют избегать любых тем, которые могут быть неприятны собеседнику.

Вместе с тем интеллигентный человек всегда учитывает интересы собеседника, ищет привлекательные для него темы и не говорит о том, что безразлично собеседнику. Например, тема «театр» вполне этикетна, но она мало интересна человеку не отличающему оперу от балета.

Воспитанный человек не просто выбирает этикетную и интересную для собеседника тему разговора: но и обеспечивает благоприятную атмосферу для разговора: внимательно слушает, задает вопросы, всем своим видом демонстрирует интерес и уважение к собеседнику.

В следующей статье мы обратимся к различным этикетным формулам, применяемым в различных этикетных ситуациях.

Popularity: 7%

Добавить комментарий