Актерские способности. Критерий актерской одаренности

Актерские способности. Критерий актерской одаренности (Перепечатано с персонального сайта Автушенко И.А.) При отборе абитуриентов в театральные вузы педагогам приходится полагаться.

Актерские способности. Критерий актерской одаренности

(Перепечатано с персонального сайта Автушенко И.А.)

При отборе абитуриентов в театральные вузы педагогам приходится полагаться на собственную интуицию. «Первое, к чему я прислушиваюсь,- пишет известный театральный педагог З.Я.Корогодский в статье «Из наблюдений о наборе будущих актеров», — к человеческой содержательности, запасам душевного и эмоционального опыта, к личности поступающего в вуз… Второе, что очень важно выявить – это такие переключения эмоциональных реакций, как слезы и смех. Очень существенно обнаружить возбудимость – залог той самой эмоциональности и темперамента, которые потом мы будем развивать в ученике». И тут же мастер оговаривается, что «нельзя по одноразовому знакомству судить о степени эмоциональной заразительности».

Выдающийся режиссер и педагог Г.А.Товстоногов, размышляя о критериях актерского и режиссерского дарования, восклицает: «Нам на помощь должна прийти наука. Этому мешает с одной стороны, наш скепсис и, с другой, — погруженность ученых в свои проблемы». Нужно сказать, что еще в 70-е годы XX века на кафедре сценической речи Ленинградского государственного института музыки, театра и кинематографии (ныне СПбГАТИ) включилась в исследования актерской одаренности. Способы ее диагностики искал и замечательный педагог, профессор В.И.Тарасов. Например, на вступительных экзаменах некоторые группы абитуриентов тестировались на гипнабельность или, по-другому внушаемость. Повышенная внушаемость наблюдается у очень эмоциональных и впечатлительных людей. Этот эксперимен В.И.Тарасов проводил совместно с доктором медицинских наук П.И.Булем и описал его в статье «Две проблемы и два возможных способа диагностики творческих способностей». Результаты эксперимента выявили, что гипнабельные студенты успешно сдали вступительные экзамены и оказались в числе зачисленных в институт. Но все же главная проблема – это слуховая чувствительность студента, которую В.И.Тарасов предложил считать основным критерием профессиональной пригодности.

«Известно, что выдающийся драматург А.Н.Островский слушал спектакль, находясь за кулисами. Он умел по звучанию голосов актеров тонко определить, как играл актер, различать тончайшие нюансы актерской внутренней жизни. Он для себя классифицировал актеров по двум параметрам: актер «по слуху» и актер «с глазу». А.Н.Островский отдавал предпочтение актеру «по слуху» и считал, что такой актер способен глубже проникать в замысел драматурга, более тонко выразить мысль автора в звучании, в речи.

Известно, что подобной же точки зрения придерживается и Л.Н.Толстой. Думается, что за этими наблюдениями великих писателей скрывается проблема творческой одаренности по речи. Ведь не случайно речь является ведущим средством художественной выразительности. Совершенная речь предполагает совершенный слух. О каком слухе идет речь? Хорошо известен слух музыкальный и речевой. Менее изучен так называемый эмоциональный слух, от которого и зависит степень художественной одаренности. Чем выше уровень эмоционального слуха, тем более выражена предрасположенность человека к актерской и вокальной профессии.

Автушенко И.А.

Popularity: 6%

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *