Знаки препинания

Знаки препинания. Логика устной речи (5 часть)

ЛОГИКА УСТНОЙ РЕЧИ
Предыдущая статья

При логическом анализе текста мы рассматриваем знаки препинания как графическое обозначение разного вида логических пауз.

Знаки препинания можно считать особого рода «помощниками», подсказывающими, как лучше передать смысловую сторону интонации. Однако бывает, что знаки препинания остаются принадлежностью лишь письменной речи, так называемые «не читаемые». Например: «Все стали расходиться, понимая (,) что при таком ветре лететь опасно». (Н.Тихонов. «Первый самолет»).

(,) – запятая в скобках показывает отсутствие паузы, совпадающей с запятой.

В приведенном примере запятая перед деепричастным оборотом «читается», т.е. совпадает с логической паузой. А пауза перед «что» в звучащей речи отсутствует, поэтому запятая «не читается». Иначе слишком бы были выделены слова «понимая» и «что», не несущие смысловой нагрузки. Главное по смыслу слово «опасно», стоящее в конце придаточного предложения.

Ни грамматика, ни пунктуация не передают полностью звучания нашей речи. Надо «услышать» написанный текст. «Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста» — пишет Н.И.Жинкин.

Необходимо отдельно сказать об интонации. Существует логико-синтаксическая интонация, выражающая смысловую сторону речи. Именно о ней мы говорим, делая логический анализ текста.

Другая сторона интонации – это эмоциональная интонация живой, непосредственной человеческой речи. Она необычайно богата и не поддается точной фиксации.

Народный артист СССР В.О.Топорков в книге «О технике актера» пишет, что «заучить, запомнить те или иные интонации, с которыми мы то и дело встречаемся в жизни и механически перенести их на сцену – дело бесполезное и вряд ли возможное». Он рекомендует верный путь – хорошо, детально, ярко «видеть мысленно то, о чем мы говорим. В результате «явиться подлинная живая интонация, наполненная тонкой, неповторимой прелестью нюансов… Никакими усилиями, никакими искусственными поисками интонаций нельзя добиться той точности, которую создает наша природа».

Каждому знаку препинания присуща своя индивидуальная интонация. Станиславский называл ее «голосовой фигурой». Он требовал от учеников овладения верным фонетическим рисунком каждого знака препинания. Будущим актерам и всем, кто имеет дело со звучащей речью, необходимо изучить обязательные правила «звучания» знаков препинания для овладения мелодикой русского языка.

Следующая статья

Popularity: 2%

Добавить комментарий