Речевые такты и логические паузы. Логика устной речи (2 часть)

ЛОГИКА УСТНОЙ РЕЧИ
Предыдущая статья
Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме остановок-пауз, речевые такты разделяются изменением высоты голоса.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречается люфтпаузы (пауза для добора воздуха) и, наконец, паузы.

Обозначим паузы так:

` – короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

| – пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

|| – более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

||| – еще более длительная соединиельно-разделительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

«Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз» (К.С.Станиславский).

Итак, изучение правил логики речи начинаем с определения границ речевых тактов и с расстановки логических пауз.

Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмеченными на письме.
Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Упражнения

Следующая статья

Еще по теме:

Тренинговые занятия Ежи Гротовского по развитию актерской техники (2 часть)
Темп — Как подготовиться к конкурсу?
Актерские способности. Критерий актерской одаренности
О дегуманизации искусства
Капуста – в поисках семантического образа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Page not found - Sweet Captcha
Error 404

It look like the page you're looking for doesn't exist, sorry

Search stories by typing keyword and hit enter to begin searching.