ЛОГИКА УСТНОЙ РЕЧИ (1 часть)
В любом речевом высказывании, устном или письменном, заложена определенная мысль. В письменной речи для выявления смысла используются знаки препинания, в устной – интонации, паузы, ударения.
Под словом «интонация» мы понимаем звуковое выражение мысли. К средствам интонации относятся мелодика, темп, тембр и интенсивность.
Важную роль в звуковой передаче письменной речи играет мелодика. В русской речи различают четыре вида мелодики: восходящая мелодика (повышение основного тона); нисходящая мелодика (понижение основного тона); восходяще-нисходящая мелодика («излом» мелодической кривой); ровная мелодика (монотон, однотон), при которой сохраняется основной тон. Мелодика – это основное в интонации. А тембр, темп, сила придают «речевому контуру речи» голосовую и смысловую выразительность.
Ректор Театрального училища им. Б.В.Щукина, народный артист России Б.Е.Захава пишет: «Жизненная речь нередко бывает тривиальной, скучной, монотонной. Подражая ей на сцене, актер невольно впадает в тот «бормотальный реализм», который так раздражает зрителей». Между тем, пишет известный театральный педагог, русской речи свойственна музыкальность, мелодичность. Однако, в реальной жизни русская речь превращается в грубо стучащую. Практическое овладение законами и правилами логики речи способствует воспитанию ясности и отчетливости мысли, благозвучности и красоты речи.
При отсутствии логики невозможно добиться высокого художественного качества звучащего слова. Доходчивость высказывания связана с пониманием письменной речи. Чтобы разобраться в сложном и длинном речевом контексте нужно уметь расшифровывать авторскую пунктуацию и синтаксические конструкции, выделить смысловой скелет и облегчить те элементы, которые являются второстепенными по отношению к главному смыслу.
Необходимо прививать вкус к логико-аналитической работе над текстом. Это избавит устную речь от многоударности, заслоняющей значительностью каждого слова смысл фразы и главную мысль отрывка. Неверные и резкие силовые ударения искажают мысль. Излишние паузы дезорганизуют слушателя в восприятии перспективы мысли во фразе и отрывке. Мысль автора не будет донесена исполнителем, если он не будет знать, какими средствами ее можно передать в звучании. М.О.Кнебель пишет: «…ни перспектива передачи сложного чувства, ни перспектива художественного распределения выразительных средств не могут органически возникнуть, если актер не овладел логикой и последовательностью развиваемой мысли…».
Основные пункты изложены в соответствии с книгой Т.И.Запорожец «Логика сценической речи»
Еще по теме:
ЖЕНЩИНЫ – ДИКТОРЫ
Капуста – в поисках семантического образа
Этикетные формулы
Валентин Непомнящий: «Ведь даже жвачку, которую вы жуете, должен был кто-то произвести!»
Психологические паузы. Логика устной речи (4 часть)