о дегуманизации искусства (3 часть)

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ ХОСЕ ОРТЕГИ ГАССЕТА – Учение о дегуманизации искусства Хосе Ортеги Гассета (3 часть)

Предыдущая статья

Идея разделения человечества не на общественные классы, а на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и массу уже звучала в более ранней его статье «Дегуманизация искусства». На место классового структурирования общества, по мнению Ортеги должна прийти социокультурная, осуществляемая на основе культурного, эстетического критерия: отношения к авангардистски-модернистскому искусству. Способностью восприятия «нового» искусства обладает, считает Ортега, особая категория людей, отличающихся от всех других своей восприимчивостью к художественным достоинствам подлинно «современного» произведения. Таким образом, согласно Ортеге, пространство «нового искусства» создается как «особая («высшая») область реальности, доступная лишь избранным художественным натурам, утверждающим в процессе наслаждения произведением искусства и свою «особливость», и свое единство друг с другом – единство элиты» [3, 244]. Человек «массы» посредствен, скучен и желает оставаться таким, какой он есть, быть «таким, как все». Наличие огромного числа таких людей характерно для 20 в. Благодаря либеральной демократии и техническому прогрессу стал возможен высокий уровень жизни, который льстил самолюбию тех, кто пользовался его выгодами и не думал ни об ограниченности своего существования, ни об окружающем огромном мире. «Человек –масса» выходит на первый план, навязывая свои стремления и вкусы, утверждая свое «право не быть правым». В работе «Восстании масс» Ортега предупреждает об опасности отношений «человека-массы» с государством, говоря о роднящей их анонимности и стремлении к подавлению «творческого меньшинства». Для Ортеги-и-Гассета – это путь к возникновению фашизма. Работа заканчивается требованием, чтобы власть была передана меньшинству духовной элите. Он также предлагает, чтобы Западная Европа объединилась и вновь стала оказывать влияние на ход событий в мире.

Ортега не был философом «не от мира сего», два тома собрания его сочинений представляют собой политическую публицистику. Некоторые его статьи имели необычайно широкий резонанс: например, статьи против военной диктатуры и монархии в 1929-1930 годах. Когда начался франкистский мятеж, Ортега, несмотря на антипатию к тогдашнему правительству, высказался в защиту законной власти, но затем, увидев воочию правый и левый террор в стране, он уехал из Испании. В 1945-м Ортега возвращается на родину. В 1948 году вместе со своим учеником, Хулианом Мариасом,Ортега основывает в Мадриде Институт гуманитарных наук. Официальной концепции испанского «единства» («hispanidad») Ортега противопоставляет в годы франкизма свою теорию «радикального одиночества». В 1950-е годы учение Ортеги пользовалось колоссальным авторитетом у читающей молодежи, его книги были чуть ли не единственным источником философского инакомыслия, свободной мысли как таковой.

Следующая статья

Popularity: 2%

Добавить комментарий

301 Moved Permanently

Moved Permanently

The document has moved here.